Йога и беременность

 

Вечная мать, вынашивающая ребенка – образцовое представление плодовитости, изобилия и продуктивности, и состояние беременности – это тотальное переживание, особое состояние, сильный пример, подразумевающий тесную связь между телом и умом.

Это время, когда чрезвычайно важно, чтобы различные измерения женского существа были в гармонии. Практика йоги обеспечивает оптимальное здоровье тела и ума, соединяя физический, эмоциональный и духовный рост матери и ребенка.

Проблемы со здоровьем исчезают с помощью… Этот курс действительно творит чудеса! Успеть получить бесплатно >>> 

Сознательное зачатие

Регулярная практика йоги перед зачатием – идеальная подготовка для беременности. Будущая мама достигает гибкости с помощью асан. Пранаяма обеспечит загрузку женщины жизненностью, достаточной для  двоих. Медитация даст безмятежность, которая традиционно ассоциируется с приближающимся материнством.

Более важно то, что практика йоги обоих родителей дает им возможность развивать каркас будущего ребенка, дает ему сверхординарные духовные способности. Это дает возможность ребенку родиться с полностью или частично пробужденной кундалини. Такие дети духовно развиты от рождения и способны внести большой вклад в будущее человечества.

Такие дети – редкость, и редкость также – просвещенные родители, которые способны вести их в мир, однако мы должны всегда помнить, что такая возможность есть. Духовная подготовка родителей является преобладающим фактором в зачатии каждого ребенка, чье сознание будет отлито по шаблону, сплавляться и питаться духовной сущностью родителей.

Подготовительные практики

Йога может быть большой ценностью во время беременности. Даже для начинающих, которые найдут больше всего хорошего от практики в пределах своих возможностей. Для успешной беременности и родов надо обратить внимание на следующие области:

Мышцы живота: Крепость в брюшной области будет обеспечивать сохранность ребенка, помогая ему должным образом развиваться. Во время родов эти мышцы наиболее важны при выталкивании ребенка из матки. Самые важные асаны для этой области: супта ваджрасана, шашанкасана, уштрасана, халасана, матсиасана и серия шакти бандх.

Позвоночник: Сильный, здоровый позвоночник необходим для соответствующего функционирования нервной системы и общей гибкости. Сильный позвоночник предотвратит опускание плеч, часто развивающихся во время беременности из-за добавочного веса, который они держат. Практики, наиболее рекомендуемые для позвоночника: супта ваджрасана, марджариасана, вьяграсана, ардха матсиендрасана, пашчимоттанасана, бхуджангасана и сурья намаскар.

Мышцы спины: Добавочный вес ребенка будет создавать большее напряжение в мышцах спины, и добавочная сила в этой области – большое преимущество. Бхуджангасана, пашчимоттанасана, халасана, сарвангасана, шашанкасана и супта ваджрасана очень полезны для этого.

Таз: Расслабленный и подвижный регион таза делает роды легкими. Марджариасана, шашанкасана, вьяграсана, матиасана, все позы на корточках, сидха йони асана  и другие позы со скрещенными ногами наиболее полезны в этом отношении.

Асаны на протяжении беременности

В течение первых трех месяцев беременности программа подготовительных асан может быть продолжена как обычно, но после этого срока требуются некоторые согласования.

Начало четвертого месяца – это время прекратить асаны, вовлекающие чрезмерное напряжение передней части тела или очень быстрые сжатия живота. Ширшасану и сарвангасану в это время заменяют пранамасаной и джаланхара бандхой соответственно.

С шестого месяца асаны с наклоном вперед (подобные пашчимоттанасане) и с чрезмерным наклоном назад (уштрасана) становятся весьма трудными. Супта ваджрасану и позы на корточках с этого времени надо избегать тем, у кого есть малейшая тенденция к преждевременным родам или выпадению матки.
В это время используется серия паванамуктасана, которая задействует все мышцы и суставы таким образом, что обеспечивает максимум гибкости, оптимум кровоснабжения при минимуме затрат энергии. Позы на корточках должны практиковаться, чтобы освободить бедра и настроить дно таза. Кали асана – это простая поза на корточках, используемая при естественных родах. Чтобы выполнить эту асану во время родов, женщина должна быть способна сидеть на корточках с пятками на полу от 10 до 15 минут, а также плавно и легко подняться, как только появиться голова ребенка. Есть много физических и эмоциональных преимуществ в использовании кали асаны для родов, и различные позы на корточках составляют идеальную подготовку. Они включают «прогулку вороны», «рубку дров», намаскарасану и могут быть продолжены на протяжении всей беременности с марджариасаной, кандхарасаной и пранамасаной.
Сидение в асанах со скрещенными ногами, таких как сукхасана, свастикасана, ардха падмасана, падмасана или сидха йони асана рекомендуется всегда, это избавляет от циркуляционных проблем в ногах и от опухания лодыжек, которые часто развиваются в поздних стадиях беременности после сидения на стульях продолжительное время. В последние месяцы сидение со скрещенными ногами уменьшает ощущение тяжести тела.

Пранаяма

Наиболее важны во время беременности различные пранаямы, обеспечивающие эффективное удаление ненужных веществ и в изобилии снабжающие кислородом как мать, так и дитя.

Пранаяма очищает и успокаивает нервную систему, создавая ощущение приятного бытия.
Шастры сообщают нам, что в течение первых трех месяцев развивающийся ребенок не снабжает сам себя праной. На протяжении этого времени ребенок полностью зависит от праны матери. Следовательно, чрезвычайно важно, чтобы вы практиковали множество пранаям в ранние месяцы своей беременности. Соответствующая программа должна включать глубокое йогическое дыхание, ситали и ситкари, капалабхати, бхастрику и нади шодхану. По возможности эти практики должны быть повторены вечером.
В конце третьего месяца панчапраны начинают действовать в теле ребенка, и, следовательно, он наделяется своими собственными праническими ресурсами. Тем не менее, мать должна продолжать свою пранаяму, чтобы обеспечить достаточное количество энергии для обоих, как средства для поддержания легкости в своем теле и уме при подготовке к родам.

Примерно в средние сроки выросший ребенок расширяет матку до такой степени, что диафрагма поднимается вверх, вызывая ощущения укорачивания дыхания. В это время полезно полное йоговское дыхание. Капалабхати можно прекратить, а включить самаврити пранаяму с ее короткой длительностью. Бхастрика может стать трудной в это время, но должна быть продолжена в модифицированной форме. Нади шодхана – наиболее легкая и удовлетворяющая пранаяма в это время.

Некоторые специфические проблемы

Утренняя тошнота: На протяжении ранней стадии беременности большинство женщин испытывают сильное ощущение тошноты, возможно с рвотой, обычно по утрам. Вместе с этим дискомфортом приходит тупость, сонливость  и потеря аппетита, которая может развиваться в отвращение к пище и запахам готовящейся пищи. Утренняя тошнота может иногда длиться в течение нескольких месяцев, но для большинства женщин утешительно знать, что обычно это прекращается спонтанно к концу третьего месяца.

До тех пор интенсивность этой проблемы может быть уменьшена, если обратить внимание на диету и практику кунджал крии. Все время избегайте жирной и тяжелой пищи, особенно вечером, и старайтесь принимать последнюю еду между 5-7 часами вечера. Утром вместо того, чтобы страдать несколько лишних часов, практикуйте кунджал крию (промывание желудка соленой водой). Кунджал очищает желудок и приостанавливает тошноту. Она стимулирует аппетит и пищеварительный огонь. Вы будете чувствовать свежесть и ментальную чистоту, и иметь достаточно энергии и оптимизма, чтобы начать новый день. Так как рвота случается во время ранней беременности часто непроизвольно, кунджал крия (сознательная рвота) не рассматривается как вредная, особенно если вы остаетесь расслабленными и не напрягаетесь.

Запор: Когда ребенок становится большим и меняет свое положение во время поздних сроков беременности, у многих женщин развивается запор, который не только создает дискомфорт, но и увеличивает головную боль и сонливость. Адекватное огрубление диеты и питье большого количества воды помогает, но не устраняет эту проблему полностью, для этого рекомендуется проводить лагу шанкхапракшалану.

Практика шаткармы лагу шанкхапракшаланы – это метод очищения всей пищеварительной системы с упором на очищение кишечника. Ее выполняют, принимая 6 стаканов соленой воды вперемешку с асанами. Эта практика не вызывает сжатия желудка, и все асаны, рекомендованные здесь, являются щадящими и доступны для выполнения даже в поздние сроки беременности.

Лагу шанкхапракшалана совершенно устраняет запор, создавая ощущение легкости в теле. Она должна практиковаться один или два раза в неделю после шести месяцев. Если у матери появляется тенденция к задержке воды, это явление можно уменьшить, выпив большой стакан ячменного отвара, кокосовой воды  как первую еду после практики, и, если необходимо, съев несоленый ленч.

Отечность: Задержание избыточной воды в теле представляет собой отечность лица, рук, лодыжек, запястий и стоп. Эта отечность имеет тенденцию увеличиваться к концу дня. Некоторая отечность при беременности нормальна, особенно в более поздние месяцы, но она может быть минимизирована с помощью практики паванамуктасана. Первая антиревматическая серия проводится поздно после обеда или рано вечером со специальным вниманием на асаны для  стоп и ног. Это поможет выжать воду из тканевых промежутков в теле, а также улучшит циркуляцию крови и транспортировку жидкости через кровеносную и лимфатическую системы. Кандхарасана или простая форма матсиасаны также будут стимулировать почки для удаления жидкости из тела.

Избегать большого количества соли, но слишком большое уменьшение ее тоже вредно. Это может вести к спазмам мышц и мешать выработке молока. Лучше вместо уменьшения соли использовать натуральные мягкие и мочегонные средства, подобные воде кокосового ореха, ячменному отвару.

Токсемия: Если некоторое задержание воды нормально, то когда вдруг после пяти месяцев отечность увеличивается, это, возможно, первый сигнал токсемии. Метаболическая токсемия при беременности – это серьезное состояние, которое может случиться на последних месяцах беременности. Оно поражает 7-12% женщин, вынашивающих первого ребенка, и 5-6% женщин, рожающих повторно. Вдобавок  к чрезмерному отеку, другие симптомы включают: высокое кровяное давление и протеин в моче. Возможна также сильная головная боль, затуманенное зрение и боль в животе. Токсемия редко развивается до финальной стадии, которая может быть фатальной, если женщина находится под регулярным медицинским наблюдением, и по этой причине, если нет других, периодическую медицинскую проверку советуют проводить на протяжении всей беременности.

Токсемия это, главным образом, проблема бедного питания, особенно недостатка протеинов и витаминов В. Она поражает не только женщин в бедных странах, где пища скудна, но также женщин в развитых странах, которые едят слишком много рафинированной пищи и полуфабрикатов, пренебрегая зерновыми, фруктами и овощами. Токсемию можно полностью избежать, используя йогическую сбалансированную диету, которая включает овощи всех видов, немного фруктов, молока или творога и изобилие цельного зерна – пшеницы, неполированного риса, ячменя, проса, кукурузы.

Духовное питание

При ранних сроках беременности развивающийся эмбрион является пока еще только гроздью новых клеток в матке без какого-либо отдельного существования, без матери. С инспирацией панчапран на третьем месяце, развивающийся ребенок снабжен своим собственным источником жизненной энергии и достигает физической индивидуальности. На четвертом месяце Душа (Джива) вступает в физическую повозку, приготовленную для нее, и с этого времени нерожденный ребенок обладает своим собственным осознаванием, своим собственным Духом (Атманом). С этого момента мать становится хранительницей личности с ее собственным уникальным духовным потенциалом. Значит, мать должна питать дитя не только физически, но также духовно, делясь чистотой и энергией своего собственного сознания.
Мудрецы всегда видели, что основной стержень духовной личности ребенка сплетается в утробе матери, и это знание дошло до нас через Шастры в историях, подобных историям о Прахладе и Парикшите.
Отец Прахлады, Хираньякашипу, был демоническим диктатором, тираном, который подавлял все естественные свободы своего народа, особенно свободу совести. Во время вынашивания Прахлады его мать покинула двор своего нечестивого мужа и нашла убежище в ашраме мудреца Нарады, который просветил ее в духовных истинах и в особой славе Господа Вишну. Прахлада, хотя и был еще пока в утробе матери, также участвовал в этом посвящении и даже перед лицом ярости своего отца он был стойким преданным Господа Вишну с раннего детства. Преданность Прохлады Шри Хари была передана ему с такой внутренней силой, что он стал орудием свержения тирании своего отца и позже достиг высшей реализации.
Жизнь Парикшита была также руководима внутриутробным опытом. После битвы на Курукшетра Ашватхамон послал «снаряд», чтобы стереть с лица земли все потомство Пандавов – рожденное и нерожденное —  в частности он целился в  Уттару, которая зачала внука Арджуны.

Исполняя свое обещание Кунти, Шри Кришна принял форму точки света и вступил в утробу Уттары. Ребенок в утробе, который чувствовал приближение сильного жара, вдруг почувствовал прохладу. Он видел свет, окутывающий его и защищающий от опаляющего «снаряда». Этот ребенок вырос, чтобы стать праведным королем, любимым всеми, и стал инструментом для передачи Шри Бхагаватам. Его  назвали Парикшит, “Тот, кто ищет”, ибо на протяжении своей жизни он искал свет, который защитил его до его рождения, свет, который он окончательно признал как Шри Кришну, персонификацию любви и света.

Рассказы, подобные этим, являются древними напоминаниями о важности благословения и благожелательности к нашим детям даже до вступления их в мир. Сегодня педиатры и психиатры также склоняются к мнению, что некоторые качества личности могут быть результатом специфического окружения ребенка до его рождения. Химические аспекты внутриутробной среды, в частности, точная пропорция всех необходимых гормонов зависят от здоровья и эмоционального благополучия матери. Сейчас невозможно, и никогда не было возможно различать эффекты дородового опыта от естественного генетического наследия. Однако, и это существующий факт, что здоровье и ментальная позиция матери отражаются на развитии ребенка. Болезнь и нервные напряжения матери определенно имеют неблагоприятные воздействия на детей до и после рождения.

С этих позиций йогическая релаксация и медитативные практики наиболее важны, потому что из-за многих тонких изменений в теле беременность может быть временем эмоциональной неустойчивости для многих женщин, со страстным желанием необычной пищи, сильной сонливостью, внезапными депрессиями или беспричинными слезами. Эти чувства не только истощают, но они могут быть такими интенсивными, что будут дальше разрушать гармонию тела. Есть много йогических релаксационных техник, которые можно использовать, чтобы уменьшить эмоциональный стресс и создать гармоничное окружение ожидаемому ребенку.

Ребенок в утробе защищен от мира, но эта защита не является непроницаемой, в частности от ощущения звука. Сердцебиение плода будет реагировать на неожиданный и громкий звук, будет регистрировать звон колокольчиков или пение колыбельной песни. Один из наиболее постоянных и доминирующих факторов внутриутробного окружения ребенка – это успокаивающее сердцебиение матери.

Когда мать практикует мантра джапу (повторение мантры), она добавляет другое измерение чувствительности ребенка к звуку – духовное измерение, которое будет вызывать резонанс в самой сути детского сознания. Мантра джапа и дхьяна позволяют женщине вступать в глубины своего существа, где ее сознание сливается с сознанием ребенка и может оказывать положительное влияние на него.

Йога нидра

Йога нидра одна из наиболее гибких медитативных техник в йоге в силу того, что может практиковаться в любое время дня и варьироваться по длительности от 20 минут до часа. Ее практикуют чаще лежа, чем в классической сидячей позе. Эти характеристики дают большое преимущество для ее практики во время беременности.

Йога нидру обычно практикуют в шавасане (лежа на спине), но многие женщины находят, что это затрудняет им дыхание, особенно на поздних сроках беременности. В этом случае рекомендуется матсья кридасана, как альтернатива. В этой асане вы лежите на одном боку с вытянутой одной ногой, в то время как другая (верхняя) согнута в колене и опирается на подушку так, чтобы не было давления на живот. Это поза, которую предпочитают доктора при родах, и поза, которую многие люди непроизвольно принимают во сне, очень комфортная альтернатива для будущих мам.

Во время, когда женщина особенно чувствительна к своему телу, эта техника позволяет достичь и расслабленного осознавания тела для снятия напряжений с ума. Когда это устанавливается, возникает серия символов и представлений, которые рассматриваются в определенной последовательности. Они осознаются практикующим, и это осознавание важно в йогическом росте. Когда оно увеличивается в силе и размахе, положительные эмоции любви, мира и гармонии будут пропитывать вашу жизнь. Это готовит идеальный эмоциональный климат для ребенка и является превосходной защитой тогда, когда ребенок покидает чрево матери. Эта позиция наличия свидетеля также важна во время родов, ибо она разрывает идентификацию матери с ее телесной болью и помогает ей более полно осознавать, что происходит.
Визуализация последовательностей в йога нидре особенно полезна в облегчении тонкого восприятия матерью роста ребенка в матке. В сверхчувствительном и расширенном состоянии, которое дает йога нидра, мать не только больше начинает чувствовать себя, но и сильней ощущает своего ребенка. Сознательная реализация общения превращает время беременности в благоприятное время для духовного роста и возрождения матери.

Жизнь в чреве

Медицинская наука открыла многое в развитии человеческого эмбриона, в его росте и развитии от зародыша до рождения как ребенка. Примерно через 6-7 дней новый организм внедряется во внутреннюю стенку матки. В этом состоянии он называется эмбрионом до тех пор, пока его вид не будет распознан как человеческое  существо, примерно на седьмой неделе. После этого и до рождения его зовут зародышем.
Члены появляются как крошечные точки на эмбрионе, когда он в возрасте меньше месяца. К тому времени эмбрион полностью оформлен, хотя в  длину он меньше, чем пол-дюйма. Сердце обычно начинает биться в конце первого месяца жизни. В это время ребенок заключен в подобие сумки, названной  amniotic sac,  мешок, совершенно проницаемой для окружения.

На седьмую неделю эмбрион распознается как человеческий. Мозг достаточно сформирован, чтобы посылать электрические импульсы, и уже на этой стадии мозг является координатором других органов. Рост очень быстрый. Эмбрион растет со скоростью 1 мм в день. Это не всеобщий рост, но развитие одной части, затем другой, которая будет человеческим телом. Скелет полностью развивается, когда эмбрион достигает возраста 46-48 дней.

Зародыш может двигаться и быть вполне активным в течение третьего месяца и определенно является таким с этого времени. Он развивает мышцы, и может двигать своими членами и вскоре учиться хватать. Могут быть зарегистрированы мускульные сжатия, которые позже станут мимикой. В большинстве случаев мама не чувствует движений своего ребенка, пока он не вырастет достаточно, чтобы матка расширилась до естественных размеров таза, обычно на 4-5 месяцах.

Нервная система также развивается, зародыш может реагировать на давление и громкий шум. Эта чувствительность к внешним воздействиям является самой важной вещью у ребенка. Влияние дородового окружения исключительно важно  в определении, каким будут индивидуальные реакции будущего человека. Мы не знаем многого из того, что могли бы, о природе преднатального окружения и его влиянии на  физическое и ментальное здоровье ставшего взрослым человека. Мы узнали, что рентгеновские лучи, лекарственные вещества, включая никотин и другие субстанции, имеют неблагоприятное влияние на формирование и рост зародыша.

Верят, что первой чувствительной частью тела становится рот. Только позже глаза, руки и другие части тела получают достаточно нервных окончаний, чтобы ощущать касания. К концу 9-ой недели жизни зародыша важными частями тела, не чувствительными к касаниям, являются только затылок и макушка, которые остаются нечувствительными даже после рождения.

К концу 4-го месяца ребенок достигает половины роста, который он будет иметь перед рождением. На 5-ом месяце мать определенно почувствует его движение. Он спит и просыпается и уже приобретает некоторые из своих любимых физических поз. На 6-ом месяце ребенок начинает накапливать жир и у него образуется зачатки постоянных зубов позади молочных, которые развиваются сейчас. К концу 6-го месяца ребенок становится длиной 6 футов и весит примерно 0,5 кг. У него начинают расти ногти, и он очень активен.
В последние три месяца жизни в утробе завершается формирование многих частей тела, но это в основном наведение лоска. На протяжении этого финального периода ребенок, в основном, набирает вес и достигает мускульного контроля. Ко времени, когда он готов родиться, он настолько большой, что его движения чрезвычайно затруднены ограниченной областью, которую теперь ему предоставляет матка. Его потребности сейчас таковы, что плацента не способна дальше удовлетворять их  все.

Этот эффектный рост происходит в теле матери без сознательных усилий с ее стороны. Однако, помощью различных йогических практик будущая мать может стать более осознанной к зародышу в утробе, полностью ощущающей эти наиболее близкие отношения.

Роды

Роды начинаются, когда родовой гормон (питоцин)  выделен мокротной железой и  мешок разрывается, освобождая жидкость, которая защищала ребенка от толчков и травм. Соответствующие сжатия, которые ощущались на протяжении всей беременности, увеличиваются в частоте и интенсивности, и  «родовые муки» начались.

Первая стадия родов: эти сжатия длятся от 15 секунд до минуты, начинаясь с постоянного стягивания матки, доходя до пика, затем медленно утихают. Эта стадия может длиться от 2-х до 24-х часов в зависимости от размеров и положения плода, размеров области таза матери и от поведения матки. В это время продольные мышцы матки непроизвольно работают на растяжение (растягивание) круговых мышц шейки матки. Когда  шейка матки откроется шире, сжатия становятся сильнее и более частыми, пока шейка полностью не расшириться.

Перемещение: Эта фаза родов как раз перед открытием шейки на полных 10 см, чтобы приспособиться к голове ребенка и позволить ему вступить в родовой канал. Эта фаза обычно ощущается как наиболее болезненная и может сопровождаться тошнотой, судорогой ног, дрожью, головной болью и усилением раздражительности и страха.

Вторая стадия родов: Она начинается с сильного желания преодолеть и вытолкать ребенка наружу. Однако эти потуги надо сдерживать, пока шейка матки полностью не раскроется. Когда это произойдет, вы можете полностью отдаться желанию толкать. Здесь боль перемещения трансформируется в ощущение сильного возбуждения (радости), т.к. вы принимаете активное участие в путешествии ребенка в мир.

Обычно на этой стадии дают анестезирующие средства, но, получив соответствующую тренировку, этого можно избежать. Естественные роды оставят вас бдительными в кульминации родов, которая ощущается не как боль, а как радость.

Третья стадия родов: Избавление от планцеты (пуповины), которая выталкивается после рождения ребенка. Это обычно происходит через 5-10 минут, и с этим очищающим удалением «последа» роды ребенка полностью завершены.

Йога при родах

Роды не болезнь, которая требует обычных снадобий, анестезирующих веществ или других медикаментов. Хотя в это время нужна помощь, большинство рожениц нормальны и могут довести роды до конца свободными от стресса. Рождение ребенка не должно быть связано с ненормальными болевыми ощущениями, они становятся болезненными только из-за наших собственных страхов и неадекватной подготовки. Мы должны отличать боль от естественных напряженных усилий, которые могут потребоваться, и которые несут также радость.

Благодаря использованию йогических техник, роды для некоторых женщин полностью безболезненны. Тогда как большинство женщин испытывают большой дискомфорт и боль в течение часа в конце первой стадии родов, йогические методы могут, несомненно, минимизировать этот дискомфорт, если не удалить его полностью. Более важно то, что йога дает нам возможность оставаться полностью осознающими процесс родов, спонтанно отзывающимися на врожденную мудрость нашего тела, ясно проявляющуюся в это время. Если женщина практиковала йогу регулярно, она будет способна перевести свой опыт в практический метод обезболивания, рожая сознательно.

Кали асана: Женщины традиционных культур принимают положение на корточках во время родов. Это наиболее эффективная поза на последней стадии родов и при освобождении от последа. Несколько десятилетий современные женщины рожают, обычно лежа на спине с поднятыми ногами и разведенными коленями. Это особенно верно для неторопливых госпитальных родов, где лодыжки матери обычно покоятся на подпорках поверх родильного стола. В этом положении родовой канал расположен горизонтально и вверх, что требует от женщины преодолевать гравитацию. Это требует соответственно больше мускульных сил, чем в положении на корточках, и больше энергии направляется неправильно на мышцы поясницы и ног.

В кали асане родовой канал и дно таза смотрят вниз, используется преимущество, даваемое  гравитацией и апана шакти, энергией таза, текущей вниз. Поза на корточках позволяет женщинам делать потуги с большей продуктивностью, силой и контролем каждого сжатия матки. Роды завершаются более быстро с адекватной йогической подготовкой. Женщина может легко родить в кали асане, требующей лишь номинального руководства и помощи присутствующего доктора или медсестры.

Кали асана увеличивает физическое и духовное участие матери в родах. Женщина принимает уверенность и силу богини Кали, и роды становятся мощным самовыражением, ритуалом достижения через правильное усилие.

В большинстве родильных домов женщин поощряют рожать на спине, потому что эта поза удобна доя доктора или акушерки, принимающих роды. Таким образом, хотя кали асана очень эффективна при родах, окончательно решиться на позу для родов лучше с согласия вашего доктора или акушерки, чем настаивать на кали асане, если они возражают.

Пранаяма: С этих позиций главное ударение в родильной палате делается на пранаяму. Во время беременности мы концентрируемся на расслабляющем и подбадривающем аспекте пранаямы, учась гармонизировать дыхании с ощущениями и движениями тела, чтобы очистить ум.

В процессе родов эта гармонизация дыхания, тела и ума дает женщине возможность связать ритм дыхания со схватками, позволяет ей на всем протяжении контролировать роды и поддерживать возбуждающее, радостное осознавание. Ритмичное дыхание, кроме того, помогает минимизировать усталость и избежать страха и боли.

Вы можете подумать, что пранаяма будет выброшена на ветер в драме рождения, особенно если ребенок первенец. Она, несомненно, поможет, если ваш муж, друг или какой-нибудь умеющий человек держит вашу руку и руководит вами, инструктируя, как дышать и расслабляться. Эти техники могут репетироваться в течение ежедневной пранаямы и визуализироваться в йога нидре, так что вы в нужный момент войдете в это состояние автоматически.

Есть четыре типа дыхания, используемых при родах:

1.        Глубокое йоговское дыхание в начале схватки
2.        Бхастрика на пике схватки
3.        Нормальное дыхание между схватками
4.        Антар кумбхака (задержка дыхания после вдоха) во время выталкивания в конце второй стадии.

Когда роды начинаются, настройте свое дыхание на глубокое йогическое, которое отражается в поднимании и опускании пупка. Затем, когда схватка становится сильной, начинайте бхастрика пранаяму (частое пыхтение). Здесь, однако, мы делаем модификацию классической бхастрики и дышим через рот, а не через нос. Когда схватка пройдет, позвольте дыханию течь естественно, сделайте длинный плавный вдох и используйте выдох для снятия напряжения с тела. Затем позвольте естественному дыханию течь без контроля, но с осознаванием ощущения пупка. С первым приближением следующей схватки, углубляйте дыхание, пока не установится полное йоговское дыхание, затем повторите цикл. Этот паттерн дыхания продолжается в переходный период, когда роженица должна устоять между побуждением потуги и преждевременным толканием. Это можно контролировать переносом осознавания от пупка к центру груди, и фокусированием ума на ощущении легкости, создаваемой бхастрикой.

Во второй стадии родов пыхтящее дыхание почти непрерывно. Это время помочь ребенку, отдаваясь желанию вытолкнуть, и это лучше всего достигается при задержке дыхания в то время, когда вы оказываете максимум усилия. Затем последует быстрое глубокое удаление воздуха и бхастрика спонтанно восстановится.

На протяжении родов важно полностью расслабляться между схватками со специальным вниманием на расслабление мышц тазового дна и промежности. Ясное и точное осознавание и контроль этих мышц станут легкими, если вы практиковали мула бандху на протяжении беременности, этому же помогало использование быстрой ротации в йога нидре, тогда все тело будет легко расслабляться. Если мать достаточно сильная и здоровая, она получит большой выигрыш от рождения ребенка без применения анестезии. Роды с применением лекарств, которые становятся стандартными, к несчастью, отключают мать от сознательного участия в родах, лишая ее благоприятной возможности нового свежего духовного пробуждения.

После родов

Во время беременности тело подвергается постоянному изменению и это продолжается некоторое время после родов, но в обратном порядке. В пределах нескольких часов после рождения ребенка тело начинает возвращаться в свое нормальное состояние. Будут ощущаться слабые схватки, когда матка начинает возвращаться к своим нормальным размерам и форме. При родах матка весит обычно около 1 кг, но в пределах двух недель она сжимается снова примерно до 350 г. Кормление грудью имеет позитивный эффект, стимулируя эти схватки, которые иногда называются «послеболью», хотя они редко бывают болезненными.

Примерно через 10 недель после родов будет происходить постоянное восстановление матки, и в пределах от 6 до 10 недель начинаются снова нормальные месячные, если вы не кормите грудью. Матери, которые кормят грудью своих детей, обычно имеют первую овуляцию примерно на двадцатой неделе (пятом месяце) после родов, и нормальные месячные вернутся после 24-ой недели (шесть месяцев).

День или два после родов мать может испытывать некоторый запор или трудности в уринарной системе, могут быть некоторые помехи при мочеиспускании или даже непроизвольное мочеиспускание при кашле или смехе. Это происходит вследствие растяжения мышц тазового дна и это пройдет более быстро, если мать начнет совершать короткие прогулки и возобновит несложную практику йоги.

Послеродовая депрессия

Первые несколько дней после родов молочные железы вырабатывают вещество, называемое колострум. Затем на третий или четвертый день гормональные изменения заставляют течь молоко. Как результат этих гормональных изменений, каждая мать в течение нескольких дней находится на очень низком эмоциональном уровне. Она обычно плачет, может видеть ночные кошмары, чувствуют тревожность, что в действительности она еще не очень созрела для материнства, или даже что после всего она не хочет ребенка. Эти чувства обычно длятся только несколько дней, но некоторые женщины преследуются этой депрессией неделями или месяцами.

Послеродовая депрессия приписывается гормональному дисбалансу после рождения ребенка, и в таком случае она облегчается или проходит при регулярной практике асан и медитации. Даже матери, которые принимают своих детей, могут страдать от этой проблемы, которая  настойчиво внушает, что главной причиной является неуверенность женщины, ее чувство неадекватности. Женщины, которые страдают подобным образом, часто сомневаются в своих способностях быть компетентной любящей матерью.

Иметь кого-нибудь, кто может разделить ее чувства, большая помощь для женщины в это время, и когда она получает помощь и успокоение от своей семьи, друзей и других матерей, восстановление происходит более быстро. Так как негативные чувства усиливаются при усталости, то медитативная практика должна компенсировать недостаток сна, и позволяет матери лучше встретить свои страхи лицом к лицу, а не подавлять их. Ежедневный уход на некоторое время в медитацию поможет женщине найти оазис внутри себя, то место, где она всегда сильная и естественно любящая. Это ежедневное подтверждение подготовит ее к окончательному успокоению, помогая преодолеть ее страхи.

Быстро возобновляйте занятия йогой

Женщины, которые регулярно практиковали йогу, находят, что их восстановление после родов на удивление быстрое, и их восприимчивость к болезни «боязнь младенца» минимальна. В течение дня или двух после родов может быть рекомендовано йогическое дыхание и нади шодхана пранаяма даже в кровати. Если нет осложнений, можно также возобновить антиревматическую серию паванамуктасаны. Чтобы восстановить тонус мышц тазового дна, в это время очень полезна также мула бандха.

Большинство изменений, имеющих место в женском теле, после родов происходят преимущественно в две недели после родов, после чего новая мать может без опаски возобновить все асаны, которые она практиковала перед беременностью. Это делают вначале постепенно, начиная со второй серии паванамуктасана (антигастритная), затем шакти бандха асаны, позже возобновить классические асаны на протяжении недели или двух. мула бандха и уддияна бандха должны практиковаться ежедневно, чтобы укрепить брюшные мышцы и восстановить тонус репродуктивных органов.

Время слушать

На протяжении беременности и первых нескольких месяцев  с младенцем, молодая мать приобретает так много от общения и поддержки других женщин, которые уже опытны. Это время, когда бабушки и другие старшие приходят, чтобы поделиться своим собственным накопленным опытом и мудростью.
В каждой культуре есть традиции и ритуалы рождения детей, и мы не должны слишком торопиться отказываться от них, как от суеверий.

В Индии, например, есть обычай: женщина возвращается в материнский дом на последние три месяца беременности и остается там, по крайней мере, на 6 недель после родов. Это может показаться ненужной суетой, но обычай существует и в наши дни, потому что он приносит много пользы. В материнском доме будущая мать свободна от повседневной рутины по поддержанию дома, и, следовательно, может больше отдыхать, что ей необходимо на сносях. Она имеет защиту и руководство от всех других женщин дома, которые, несомненно, следят, чтобы она следовала правильной диете, и инструктируют ее в использовании различных травяных препаратов (кашая и лехас), которые используются в Индии для здоровья как матери, так и ребенка. В этой поддерживающей атмосфере, вдали от обычных требований домашней текучки, молодая мать имеет время для размышления и медитации о своем собственном существовании и о духовной пище для ребенка.

После родов существуют другие испытанные приемы, как помочь матери восстановить физический и эмоциональный баланс. Это заведенный порядок массажа, купаний и лекарственных трав для матери, и для ребенка. Эти ранние недели в материнском доме позволяют молодой матери учиться повседневному уходу за малышом, в то же время обеспечивают ей благоприятную возможность узнать своего ребенка. Прежде, чем она восстановит свои способности для ведения домашнего хозяйства, женщина, даже самая робкая, получает уверенность в себе как матери, и страхи и сомнения уходят прочь перед реальным удовольствием жизни с ребенком.

Обычаи Индии имеют своих двойников в каждой культуре. Эта информация является наследством бабушек и прабабушек, которые зависели от таких знаний в дни, когда роддомы не были в обычае, и на долю современных женщин выпало принять это наследство и сохранить от исчезновения. Несмотря на то, что следовать всем старым советам в деталях не всегда возможно, мы можем собрать и сберечь их сущность.

Например, В Индии есть обычай: разводят крошечный огонь из каменного угля, спрыскивают его микстурой из  трав и специй (самрани), чтобы получить ароматический дым. Молодая мать после купания становиться верхом над этим огнем, чтобы высушить свои волосы, которые очищаются еще и дымом, в то же самое время теплый воздух от углей поднимается вверх и вызывает сжатие матки, так что она быстро достигает надлежащей формы и объема. Вместо этого обычая, для достижения такого же эффекта, мы можем регулярно использовать практику мула бандхи через несколько дней после родов. Первоначальные обычаи могут быть стеснительными сегодня, но их  сущность здорова. Если мы внимательно посмотрим, мы найдем, что сущность старых обычаев в очищенной форме находится в практиках йоги, которые удовлетворяют не только физические нужды беременной, но также и духовные.

Инициация (посвящение)

Каждый раз, когда женщина рожает, используя помощь йоги, она объединяет все ресурсы своего тела, ума и души в тотальную общность с первичными силами жизни и сознания, каждые из которых являются и индивидуальными и универсальными (вселенскими). Роды являются первичным посвящением для ребенка, и подготавливают возможность духовного возрождения для матери, ибо естественное повышение ее способностей во время такого события открывает дверь для космического общения.

“После боли, такой сильной, что она была не болью, с моим вновь рожденным сыном на моей груди, пришел мир – меня затопляет спокойное чистое озеро глубокого, глубокого мира. Молчаливая ночь, подобна бархату, окутывает все вокруг, и вот, пришло понимание и боли, и целей, и я узнала, зачем мы рождаемся. Моя жизнь благословенна с этих самых пор”.

Практическая программа:

Беременность

Первые три месяца: Продолжайте дальше выполнять садхану, которую вы делали. Если вы как раз сейчас начали, практикуйте садхану для начинающих, данную в этой книге. В обоих случаях добавьте следующие практики:

Пранаяма:
сахаджа пранаяма      54 раунда
простая бхастрика пранаяма (5 раундов, отдых, 5 раундов)

Шаткармы:
кунджал крия (минимум дважды в неделю)
Начало четвертого месяца: Прекратите прежнюю садхану и начните следующую.

Асаны:
шавасана
титали асана                   100
намаскарасана                 10
чаки чаласана                  10 в каждую сторону
кандхарасана                    держать, сколько можно
марджариасана               15 дыханий
кандха чакрасана            10 в каждую сторону в сукхасане или сидха-йони асане
грива санчалана              10

Пранаяма:
бхастрика пранаяма      7 раундов
нади шодхана                10 раундов, отдых, 10 раундов; соотношение 1:1:2

Шаткармы:
лагу шанкхапракшалана (один или два раза в неделю)

Другое:
йога нидра                   (перед обедом или в середине дня )
мантра джапа              (утром и вечером)
матсья кридасана        (для сна и расслабления)
После родов: Приступайте к следующему:

Асаны:
паванамуктасана 1 часть (10 в каждую сторону)

Пранаяма:
сахаджа пранаяма      54 раунда
нади шодхана            10 раундов, соотношение 1:1:2

Бандхи:
мула бандха                простая 100 раз, с дыханием 10 раз

Другое:
йога нидра

Позже: Практика, подобная следующей:

Асаны:
паванамуктасана 2 часть  5 раз  в каждую сторону, увеличивая до 10
чаки чаласана                   10 в каждую сторону

Бандхи:
уддияна  бандха               5 раундов
мула бандха                     простая 100 раз, с дыханием 10 раз

Другое:
йога нидра

 

Нава Йогини Тантра

рейтинг Оцените статью:
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Пока нет голосов)
Загрузка...

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Пока нет комментариев. Оставьте свой комментарий первым

Добавить комментарий